Главная страница
Как учить танцевать танго
 
                            

Не знаю, касаются ли мои размышления любого обучения - или это относится только к танго (танцу?), но вот что 
получается. Преположим, можно взять за основу метод обучения, с которым я столкнулась на занятиях икебаной: сенсей только
показывает, но практически ничего не объясняет. Теоретический лекций минимум, слов вообще говориться крайне
мало. Учитель показал - ты делаешь. В меру своего понимания. Сделал - он подойдет и молча подправит. Понял,
что было неверно - хорошо. Не понял - значит, еще не дорос.
На каждую ступень тратится очень много времени - видимо, чтобы большинство учеников успело уловить суть
происходящего. Правда, у японцев, как говорят, доминирует правое полушарие, поэтому им логические объяснения ни к чему. Нам же,
европейцам, понимать что-то в обход логики сложно. С другой стороны, «мысль изреченная есть ложь», и
любые слова понимаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в соответствии со ступенью твоего развития. Но тогда - нужны ли они?
Нужно ли вообще озвучивать то, что с трудом поддается вербализации - движения, ощущения, энергетику?
Вспоминается фразочка из Леви, кажется: «Ты возьмешь только то, что возьмешь, - и оставишь все то, что оставишь».
Еще. Каждый ученик имеет свою скорость обучаемости, свой уровень общефизической и моральной подготовки, свой

уровень внимания к происходящему. Мало того, в смысле танца очень важны, например, особенности
строения
тела - и что легко ложится одному, другому оказывается сделать крайне сложно. Поэтому если невозможен индивидуальный подход, получается, что обучение должно быть максимально «общим»,
абстрактным, без жестких правил и рамок - чтобы внутри него каждый мог найти удобную для себя нишу. Не
очень понимаю, как это возможно на практике - хотя японская методика, может быть, как раз на это и
направлена. И если ученик ушел совсем не в ту степь или очевидно не понял, что учитель хотел дать -
его всегда можно индивидуально подправить. А что касается конкретно танго: вот сейчас Юля Зуева, к которой я хожу на женскую технику, вся под впечатлением
семинаров Марианны Монтес. В результате она нам, новичкам, вдруг стала говорить, что
необязательно постоянно доходить до оси - что можно дать себе больше свободы и, таким образом, играть
пространством, танцевать вокруг своей оси равновесия. Не знаю, как другим, а мне лично это гораздо ближе,
чем жесткая классическая танго-позиция. Мне тупо так удобнее! И это не означает отказа от базы - иначе партнер
не сможет меня вести. Просто дают гораздо больше свободы - а значит, внутри этого пространства я уже могу
найти для себя удобное положение! Не знаю, понятно ли то, что я хотела сказать. Просто очень еще забавно видеть, как опытные преподаватели через

годы (!) приходят к тому, что мне было очевидно в первые полгода занятий :))) - что нельзя в танце
ставить
жестких правил, танец - это априори игра, игра своим и чужим телом, игра пространством. И
обучение должно только помогать, а не превращаться в военную муштру (ногу на 45 градусов, спина прямая!)
- мы же не на параде маршируем. Кроме того, на мой дилетантский взгляд, в любом искусстве (и танец сюда тоже относится) крайне важен поиск
собственного пути - своего неповторимого стиля. Считается, что обрести индивидуальность можно, только
пройдя общую для всех обязательную базу. То есть вначале всех причесывают под одну гребенку, а потом, когда
штампы уже въелись до печенок, добро пожаловать на свободу! Я давно убеждена, что это неправильно и вредно!
Да, многие умудряются, несмотря ни на что, отойти от того, чему их учили, и делать что-то свое. Но, имхо,
большинство так и остается с заштампованными мозгами. К сожалению, если научиться рисовать можно как это сделал Шагал - самостоятельно, наплевав на академистов, то
танцам, особенно парным, в одиночку научиться практически нереально. Нужен учитель. А что делает учитель?
Правильно, запихивает тебя в конвейер. Я лично считала и продолжаю считать - да, в танго есть набор базовых вещей, без которых ничего не получится.
Но их гораздо меньше, чем нам объясняют преподаватели. И еще - если человеку нравится бурное тангО, пусть
его - ну, ложится ему так, это его атмосфера и индивидуальность. И нечего тут порицать, можно только подучить,
чтобы он не спотыкался на своей персональной дорожке. И так же со всеми остальными - помочь, а не тащить за
уши куда сам считаешь нужным.

Дано: 1. танго как танец со своими особенностями (отличиями от других танцев), that is: - довольно специфическое ведение-следование (выраженное доминирование мужчин, ведение корпусом, сдержанность
движений) - часто - закрытая позиция, т.е. близкое объятие - импровизация (!) - кодигос (?) - весь "интерес" в основном внутри пары 2. танго как танец, придуманный и выращенный на совсем другой почве 3. танго как очень динамично развивающийся танец - взять хотя бы последние сто лет 4. специфическая особенность людей, которые приходят (а особенно - остаются!) в танго - в России ...в чем она, даже не буду пытаться определить... 5. разный уровень физической подготовки приходящих новичков Задача: обучить всех желающих некоему уровню танцевания танго, то есть: - обучение классическому стилю - обучение нуэво (+милонге и т.п.) - обучение свободной (!) импровизации Решение: Предположим, я решила учить кого-то танцевать танго. Последовательность действий, имхо, была бы такая:
- определение уровня физ.подготовки новичка, особенностей его конституции - и сразу корректировка своих
объяснений, начиная с самой базы. Пример: баланс - это ...бла-бла-бла.... Ось баланса - это ...бла-бла-бла... У худых и высоких особенность в том,
что..... У маленьких и полных - в том, что.... - обучение шагам (строго в одиночку), обучение БАЗОВОЙ технике шага и поворота, у мужчин - дополняемая обучением
ведению Пример: это то, что дают на женских и мужских техниках. Так вот: пока ВСЕ не усвоили эту основу, НЕ ПЕРЕХОДИТЬ к танцу в паре! Да, скучно. Но так толку было бы куда больше. А проблем потом - меньше. Еще: внимательно смотреть, кто зажимается больше, чем нужно, а кто наоборот, слишком расхлябан. И корректировать,
пока это не вошло в привычку! - обучение шагам в паре и самым простым последовательностям типа креста и очо, и здесь очень важное: объяснение
особенностей танца в разных парах - худой и/или высокий партнер или партнерша, мягкое или сильное ведение...
В данный момент такие вещи не учитываются преподами вообще! Ни разу ни слова не слышала. Считается, что мы
это сами как-то преодолеем, в процессе. - обучение усложненным фигурам, разным типам объятий ...ну и далее, понятно, как. Важно: донести до всех понимание, что этот танец = импровизация. Этому очень многих (если не всех) тоже нужно
отдельно учить! А также тому, например, что каждая отдельная мелодия предполагает определенный стиль танцевания под нее, и это
не только ритма-скорости касается! Я не имею в виду милонгу, я имею в виду - танцевать В МУЗЫКУ! Чтобы это
донести до учеников, нужно показывать им это наглядно. А не только на шоу :) + корректировать ошибки учеников РУКАМИ! Достаточно часто вставать с ними в пару, чтобы объяснить, где они
делают не то. + Больше внимания уделять ощущениям, которые могут возникать в процессе танца. Поощрять вопросы учеников на
эту тему. Говорить много слов - чем больше (об этом), тем лучше! Словами тяжело передать такие вещи,
поэтому их нужно много и разных - а вдруг у кого-то щелкнет? + преподнесение кодигос как ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЙ формы поведения на милонге - тогда ни у кого и мысли не
возникнет их нарушить. Ну а если уж нет желания ставить такие строгие рамки - то пытаться максимально
заинтересовать учеников в этой системе правил (ведь правда же, глазами приглашать интереснее?..) ...И это все - вполне в рамках европейской системы обучения. Раз уж считается, что японскую систему на нашу
почву не приживить. Тем более, что к такой медленной скорости обучения и такой дисциплине мы не приучены.
Главная страница
Используются технологии uCoz