|
Не знаю, касаются ли мои размышления любого обучения - или это относится только к танго (танцу?), но вот что получается.
Преположим, можно взять за основу метод обучения, с которым я столкнулась на занятиях икебаной: сенсей только показывает, но практически ничего не объясняет. Теоретический лекций минимум, слов вообще говориться крайне мало. Учитель показал - ты делаешь. В меру своего понимания. Сделал - он подойдет и молча подправит. Понял, что было неверно - хорошо. Не понял - значит, еще не дорос.
На каждую ступень тратится очень много времени - видимо, чтобы большинство учеников успело уловить суть происходящего.
Правда, у японцев, как говорят, доминирует правое полушарие, поэтому им логические объяснения ни к чему. Нам же, европейцам, понимать что-то в обход логики сложно. С другой стороны, «мысль изреченная есть ложь», и любые слова понимаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в соответствии со ступенью твоего развития. Но тогда - нужны ли они? Нужно ли вообще озвучивать то, что с трудом поддается вербализации - движения, ощущения, энергетику?
Вспоминается фразочка из Леви, кажется: «Ты возьмешь только то, что возьмешь, - и оставишь все то, что оставишь».
Еще. Каждый ученик имеет свою скорость обучаемости, свой уровень общефизической и моральной подготовки, свой
уровень внимания к происходящему. Мало того, в смысле танца очень важны, например, особенности строения тела - и что легко ложится одному, другому оказывается сделать крайне сложно.
Поэтому если невозможен индивидуальный подход, получается, что обучение должно быть максимально «общим», абстрактным, без жестких правил и рамок - чтобы внутри него каждый мог найти удобную для себя нишу. Не очень понимаю, как это возможно на практике - хотя японская методика, может быть, как раз на это и направлена. И если ученик ушел совсем не в ту степь или очевидно не понял, что учитель хотел дать -
его всегда можно индивидуально подправить.
А что касается конкретно танго: вот сейчас Юля Зуева, к которой я хожу на женскую технику, вся под впечатлением семинаров Марианны Монтес. В результате она нам, новичкам, вдруг стала говорить, что необязательно постоянно доходить до оси - что можно дать себе больше свободы и, таким образом, играть пространством, танцевать вокруг своей оси равновесия. Не знаю, как другим, а мне лично это гораздо ближе, чем жесткая классическая танго-позиция. Мне тупо так удобнее! И это не означает отказа от базы - иначе партнер не сможет меня вести. Просто дают гораздо больше свободы - а значит, внутри этого пространства я уже могу найти для себя удобное положение!
Не знаю, понятно ли то, что я хотела сказать. Просто очень еще забавно видеть, как опытные преподаватели через
годы (!) приходят к тому, что мне было очевидно в первые полгода занятий :))) - что нельзя в танце ставить жестких правил, танец - это априори игра, игра своим и чужим телом, игра пространством. И обучение должно только помогать, а не превращаться в военную муштру (ногу на 45 градусов, спина прямая!) - мы же не на параде маршируем.
Кроме того, на мой дилетантский взгляд, в любом искусстве (и танец сюда тоже относится) крайне важен поиск собственного пути - своего неповторимого стиля. Считается, что обрести индивидуальность можно, только пройдя общую для всех обязательную базу. То есть вначале всех причесывают под одну гребенку, а потом, когда штампы уже въелись до печенок, добро пожаловать на свободу! Я давно убеждена, что это неправильно и вредно! Да, многие умудряются, несмотря ни на что, отойти от того, чему их учили, и делать что-то свое. Но, имхо, большинство так и остается с заштампованными мозгами.
К сожалению, если научиться рисовать можно как это сделал Шагал - самостоятельно, наплевав на академистов, то танцам, особенно парным, в одиночку научиться практически нереально. Нужен учитель. А что делает учитель? Правильно, запихивает тебя в конвейер.
Я лично считала и продолжаю считать - да, в танго есть набор базовых вещей, без которых ничего не получится. Но их гораздо меньше, чем нам объясняют преподаватели. И еще - если человеку нравится бурное тангО, пусть его - ну, ложится ему так, это его атмосфера и индивидуальность. И нечего тут порицать, можно только подучить, чтобы он не спотыкался на своей персональной дорожке. И так же со всеми остальными - помочь, а не тащить за уши куда сам считаешь нужным.
Дано:
1. танго как танец со своими особенностями (отличиями от других танцев), that is:
- довольно специфическое ведение-следование (выраженное доминирование мужчин, ведение корпусом, сдержанность движений)
- часто - закрытая позиция, т.е. близкое объятие
- импровизация (!)
- кодигос (?)
- весь "интерес" в основном внутри пары
2. танго как танец, придуманный и выращенный на совсем другой почве
3. танго как очень динамично развивающийся танец - взять хотя бы последние сто лет
4. специфическая особенность людей, которые приходят (а особенно - остаются!) в танго - в России
...в чем она, даже не буду пытаться определить...
5. разный уровень физической подготовки приходящих новичков
Задача:
обучить всех желающих некоему уровню танцевания танго, то есть:
- обучение классическому стилю
- обучение нуэво (+милонге и т.п.)
- обучение свободной (!) импровизации
Решение:
Предположим, я решила учить кого-то танцевать танго. Последовательность действий, имхо, была бы такая:
- определение уровня физ.подготовки новичка, особенностей его конституции - и сразу корректировка своих объяснений, начиная с самой базы.
Пример: баланс - это ...бла-бла-бла.... Ось баланса - это ...бла-бла-бла... У худых и высоких особенность в том, что..... У маленьких и полных - в том, что....
- обучение шагам (строго в одиночку), обучение БАЗОВОЙ технике шага и поворота, у мужчин - дополняемая обучением ведению
Пример: это то, что дают на женских и мужских техниках.
Так вот: пока ВСЕ не усвоили эту основу, НЕ ПЕРЕХОДИТЬ к танцу в паре!
Да, скучно. Но так толку было бы куда больше. А проблем потом - меньше.
Еще: внимательно смотреть, кто зажимается больше, чем нужно, а кто наоборот, слишком расхлябан. И корректировать, пока это не вошло в привычку!
- обучение шагам в паре и самым простым последовательностям типа креста и очо, и здесь очень важное: объяснение особенностей танца в разных парах - худой и/или высокий партнер или партнерша, мягкое или сильное ведение... В данный момент такие вещи не учитываются преподами вообще! Ни разу ни слова не слышала. Считается, что мы это сами как-то преодолеем, в процессе.
- обучение усложненным фигурам, разным типам объятий
...ну и далее, понятно, как.
Важно: донести до всех понимание, что этот танец = импровизация. Этому очень многих (если не всех) тоже нужно отдельно учить!
А также тому, например, что каждая отдельная мелодия предполагает определенный стиль танцевания под нее, и это не только ритма-скорости касается! Я не имею в виду милонгу, я имею в виду - танцевать В МУЗЫКУ! Чтобы это донести до учеников, нужно показывать им это наглядно. А не только на шоу :)
+ корректировать ошибки учеников РУКАМИ! Достаточно часто вставать с ними в пару, чтобы объяснить, где они делают не то.
+ Больше внимания уделять ощущениям, которые могут возникать в процессе танца. Поощрять вопросы учеников на эту тему. Говорить много слов - чем больше (об этом), тем лучше! Словами тяжело передать такие вещи, поэтому их нужно много и разных - а вдруг у кого-то щелкнет?
+ преподнесение кодигос как ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЙ формы поведения на милонге - тогда ни у кого и мысли не возникнет их нарушить. Ну а если уж нет желания ставить такие строгие рамки - то пытаться максимально заинтересовать учеников в этой системе правил (ведь правда же, глазами приглашать интереснее?..)
...И это все - вполне в рамках европейской системы обучения. Раз уж считается, что японскую систему на нашу почву не приживить. Тем более, что к такой медленной скорости обучения и такой дисциплине мы не приучены.
|